logo
Заказать звонок
Заполните пожалуйста все необходимые поля

Зачем поверять счетчик

Начнём с обычных часов. Это тоже средство измерения, и никто не будет спорить, что их иногда нужно сверять с сигналами точного времени. Ведь время – деньги, а цена ошибки отставших часов порой может оказаться гораздо выше! Так же и любой бытовой счётчик, который используется для коммерческих расчётов, не должен выдавать ошибочные показания – они кому-то будут стоить денег. А когда речь идёт о "неправильном" теплосчётчике – то и немалых денег, потому что тепло – самый дорогой энергоресурс в нашем климате! Таким образом, поверка – не выдуманная дань: счётчик тоже нужно регулярно сверять с его эталоном.

Почему? Что происходит со счётчиком воды или тепла при эксплуатации? Не будем здесь останавливаться на устройстве, принципе работы таких счётчиков, местных нормативах на протекающую в них жидкость и обязующем законодательстве. Сразу начнём с того, что новый, с чистой камерой, счётчик настроен на гарантированную точность. Со временем на внутренних поверхностях прибора оседает окалина, ржавчина из труб, задерживаются частицы водного камня. Эти процессы быстрее происходят в агрессивных условиях эксплуатации – высоких температурах, в жёсткой воде, тем более при отсутствии фильтров. Таким образом, с каждым годом уменьшается внутренний объём счётчика, в том числе и объём измерительной камеры. В особо неблагоприятных условиях – до 10% в год. Счётный механизм бытового прибора изолирован от воды и за это время не изнашивается, поэтому продолжает учитывать прошедший объём как для чистой камеры. В итоге счётчик внутри через 3-4 года сужается и начинает пропускать меньше воды, а считать продолжает так же, как новый и широкий.

Особенно такому обрастанию подвержены низкокачественные одноразовые латунные приборы, не хромированные изнутри: мягкая латунь начинает растворяться кислородом и вымываться – вплоть до образования сквозных отверстий-свищей! За образовавшуюся шероховатость и зацепляются частицы загрязнений.

Что такое эталон для счётчика? Можно образно сказать, что это более точный счётчик: особого исполнения (с идеально подогнанными деталями, из износостойких материалов), находящийся в особой среде (определённых температурах, давлении и влажности). Для поверки бытовой счётчик помещается в те же условия, что и эталон. Процесс сравнения их показаний и называется поверкой.

Если показания счётчиков отличаются не более, чем на определённую величину (например, 2%), то бытовой счётчик допускается к эксплуатации в течение ещё одного межповерочного интервала. Если разница показаний слишком велика, мы, как правило, осуществляем регулировку (калибровку) счётчика. Иногда возникает необходимость в плановом ремонте (скажем, замене дисплея). Тогда после согласованию с владельцем мы производим ремонт прибора, либо по требованию возвращаем его  со специальной отметкой, не позволяющей дальше использовать данный счётчик для коммерческого учёта.

Наиболее точные счётчики-эталоны представляют собой большие установки, занимающие целые помещения – поверочные лаборатории. Обслуживанием установок занимаются специальные метрологические службы. Содержание и работа с эталонами достаточно сложны и требуют высокой квалификации, поэтому поверка в России проводится только в организациях, имеющих метрологическую аккредитацию. Инженеры и поверители группы компаний Minol-ZENNER постоянно следят за высокой точностью наших эталонов и обеспечивают их правильную эксплуатацию.

 установка поверка

 

Если бы на месте эталона был другой бытовой счётчик, то сравнив их, мы бы провели простую поверку работоспособности: мол, оба крутятся – значит, оба исправны! Таким приёмом зачастую пользуются мелкие недобросовестные компании-"поверители", которые не могут позволить себе содержать эталонное оборудование и квалифицированных сотрудников.

Поверка существует трёх видов: первичная, внеочередная и периодическая. Первичные испытания выполняются сразу после выпуска счётчика из производства, перед его поступлением в продажу. Периодическая поверка происходит один раз в несколько лет (межповерочный интервал, МПИ – указывается в паспорте счётчика). Почти всегда в сфере жилищно-коммунального хозяйства идёт речь именно о периодической поверке. Внеочередная же поверка проводится после ремонта, когда были нарушены заводские пломбы.

В зависимости от места проведения, можно выделить стационарную и местную поверку. Для первой необходимо снять счётчик и доставить любым удобным для вас способом в нашу лабораторию. Процедура обычно несложная и позволяет получить наиболее точный и полный результат (калибровка, ремонт при необходимости и т.п.), но затратная по времени, финансово и организационно. Она имеет смысл для общедомовых и промышленных счётчиков воды и теплосчётчиков.

Поверка счётчика на месте установки требует минимум времени, не требует демонтажа и даже нарушения пломбы снабжающей организации и больше всего подходит для бытовых счётчиков воды в квартирах. Документы о поверке также оформляются на месте в день поверки. Проводится она переносной установкой УПСЖ-3ПМ или Каскад-2П, в простонародье называемой чемоданом:

установка чемодан

Надо ли поверять новый счётчик, если он долго хранился перед установкой? Если МПИ не истёк, то не обязательно, однако для коммерческого учёта его можно использовать лишь до истечения МПИ. Вопрос в том, сколько до этого момента осталось времени. Также, если прибор электронный и питается от встроенной батареи, следуёт её заменить, так как ресурса ёмкости может не хватить на новый МПИ.

Надо ли поверять счётчик, который почти не был в эксплуатации ("намотал лишь пару кубометров…")? В соответствии с существующим законодательством, такие приборы поверяются наравне с остальными по прошествии МПИ, независимо от количества учтённого ресурса.

О сроке периодической поверки. Обычный межповерочный интервал теплосчётчиков – 4 года, но встречаются и теплосчётчики, которые нужно поверять раз в 5 и даже 6 лет – как это воспринимать? На самом деле не так радужно, потому что условия эксплуатации и тех, и других в российских теплосетях – одинаковые, и далеко не идеальные. Честный производитель, который дорожит своей репутацией, настаивает на разумном интервале.

Мы позволяем использовать наши счётчики без поверки в течение 5 лет только в странах Европы, поскольку знаем, что там не только существуют, но и реально соблюдаются более жёсткие нормы на водоподготовку, теплоноситель и состояние трубопроводов. Наши сотрудники регулярно обучаются и стажируются в городах Германии и готовы лично подтвердить, что воду в любом из них можно смело пить из-под крана. В нашей стране – увы – также прекрасно знаем, что "накинутые" для "заманухи" сверху 1-2 года скорее всего обойдутся владельцу прибора больше стоимости поверки. По этой же причине мы не торопимся начинать оптовые поставки ультразвуковых счётчиков воды и тепла в России, пока не готовы результаты местной опытной эксплуатации. И поэтому межповерочный интервал наших счётчиков тепловой энергии и горячей воды всегда составлял и составляет 4 года. Счётчики же холодной воды эксплуатируются при более низких температурах, поэтому мы разрешаем поверять их раз в 6 лет. Кстати, и здесь некоторые недобросовестные производители не видят разницы и без раздумий продают "универсальные счётчики воды".

И напоследок ещё один часто задаваемый вопрос: как быть, если потерялся или пришёл в негодность паспорт счётчика? На самом деле – ничего страшного. Мы оформим дубликат паспорта, который будет иметь такую же силу, как и оригинальный паспорт прибора. Эта процедура не зависит от МПИ, но будет проведена перед поверкой в случае утраты документа во время хранения или эксплуатации счётчика.

nazad