Начнём с обычных часов. Это тоже средство измерения, и никто не будет спорить, что их иногда нужно сверять с сигналами точного времени. Ведь время – деньги, а цена ошибки отставших часов порой может оказаться гораздо выше! Так же и любой бытовой счётчик, который используется для коммерческих расчётов, не должен выдавать ошибочные показания – они кому-то будут стоить денег. А когда речь идёт о "неправильном" теплосчётчике – то и немалых денег, потому что тепло – самый дорогой энергоресурс в нашем климате! Таким образом, поверка – не выдуманная дань: счётчик тоже нужно регулярно сверять с его эталоном.
Почему? Что происходит со счётчиком воды или тепла при эксплуатации? Не будем здесь останавливаться на устройстве, принципе работы таких счётчиков, местных нормативах на протекающую в них жидкость и обязующем законодательстве. Сразу начнём с того, что новый, с чистой камерой, счётчик настроен на гарантированную точность. Со временем на внутренних поверхностях прибора оседает окалина, ржавчина из труб, задерживаются частицы водного камня. Эти процессы быстрее происходят в агрессивных условиях эксплуатации – высоких температурах, в жёсткой воде, тем более при отсутствии фильтров. Таким образом, с каждым годом уменьшается внутренний объём счётчика, в том числе и объём измерительной камеры. В особо неблагоприятных условиях – до 10% в год. Счётный механизм бытового прибора изолирован от воды и за это время не изнашивается, поэтому продолжает учитывать прошедший объём как для чистой камеры. В итоге счётчик внутри через 3-4 года сужается и начинает пропускать меньше воды, а считать продолжает так же, как новый и широкий.
Особенно такому обрастанию подвержены низкокачественные одноразовые латунные приборы, не хромированные изнутри: мягкая латунь начинает растворяться кислородом и вымываться – вплоть до образования сквозных отверстий-свищей! За образовавшуюся шероховатость и зацепляются частицы загрязнений.
Что такое эталон для счётчика? Можно образно сказать, что это более точный счётчик: особого исполнения (с идеально подогнанными деталями, из износостойких материалов), находящийся в особой среде (определённых температурах, давлении и влажности). Для поверки бытовой счётчик помещается в те же условия, что и эталон. Процесс сравнения их показаний и называется поверкой.
Если показания счётчиков отличаются не более, чем на определённую величину (например, 2%), то бытовой счётчик допускается к эксплуатации в течение ещё одного межповерочного интервала. Если разница показаний слишком велика, мы, как правило, осуществляем регулировку (калибровку) счётчика. Иногда возникает необходимость в плановом ремонте (скажем, замене дисплея). Тогда после согласованию с владельцем мы производим ремонт прибора, либо по требованию возвращаем его со специальной отметкой, не позволяющей дальше использовать данный счётчик для коммерческого учёта.
Наиболее точные счётчики-эталоны представляют собой большие установки, занимающие целые помещения – поверочные лаборатории. Обслуживанием установок занимаются специальные метрологические службы. Содержание и работа с эталонами достаточно сложны и требуют высокой квалификации, поэтому поверка в России проводится только в организациях, имеющих метрологическую аккредитацию. Инженеры и поверители группы компаний Minol-ZENNER постоянно следят за высокой точностью наших эталонов и обеспечивают их правильную эксплуатацию.
Если бы на месте эталона был другой бытовой счётчик, то сравнив их, мы бы провели простую поверку работоспособности: мол, оба крутятся – значит, оба исправны! Таким приёмом зачастую пользуются мелкие недобросовестные компании-"поверители", которые не могут позволить себе содержать эталонное оборудование и квалифицированных сотрудников.
Поверка существует трёх видов: первичная, внеочередная и периодическая. Первичные испытания выполняются сразу после выпуска счётчика из производства, перед его поступлением в продажу. Периодическая поверка происходит один раз в несколько лет (межповерочный интервал, МПИ – указывается в паспорте счётчика). Почти всегда в сфере жилищно-коммунального хозяйства идёт речь именно о периодической поверке. Внеочередная же поверка проводится после ремонта, когда были нарушены заводские пломбы.
В зависимости от места проведения, можно выделить стационарную и местную поверку. Для первой необходимо снять счётчик и доставить любым удобным для вас способом в нашу лабораторию. Процедура обычно несложная и позволяет получить наиболее точный и полный результат (калибровка, ремонт при необходимости и т.п.), но затратная по времени, финансово и организационно. Она имеет смысл для общедомовых и промышленных счётчиков воды и теплосчётчиков.
Поверка счётчика на месте установки требует минимум времени, не требует демонтажа и даже нарушения пломбы снабжающей организации и больше всего подходит для бытовых счётчиков воды в квартирах. Документы о поверке также оформляются на месте в день поверки. Проводится она переносной установкой УПСЖ-3ПМ или Каскад-2П, в простонародье называемой чемоданом:
Надо ли поверять новый счётчик, если он долго хранился перед установкой? Если МПИ не истёк, то не обязательно, однако для коммерческого учёта его можно использовать лишь до истечения МПИ. Вопрос в том, сколько до этого момента осталось времени. Также, если прибор электронный и питается от встроенной батареи, следуёт её заменить, так как ресурса ёмкости может не хватить на новый МПИ.
Надо ли поверять счётчик, который почти не был в эксплуатации ("намотал лишь пару кубометров…")? В соответствии с существующим законодательством, такие приборы поверяются наравне с остальными по прошествии МПИ, независимо от количества учтённого ресурса.
О сроке периодической поверки (срок поверки теплового счетчика). Обычный межповерочный интервал теплосчётчиков – 4 года, но встречаются и теплосчётчики, которые нужно поверять раз в 5 и даже 6 лет – как это воспринимать? На самом деле не так радужно, потому что условия эксплуатации и тех, и других в российских теплосетях – одинаковые, и далеко не идеальные. Честный производитель, который дорожит своей репутацией, настаивает на разумном интервале.
Мы позволяем использовать наши счётчики без поверки в течение 5 лет только в странах Европы, поскольку знаем, что там не только существуют, но и реально соблюдаются более жёсткие нормы на водоподготовку, теплоноситель и состояние трубопроводов. Наши сотрудники регулярно обучаются и стажируются в городах Германии и готовы лично подтвердить, что воду в любом из них можно смело пить из-под крана. В нашей стране – увы – также прекрасно знаем, что "накинутые" для "заманухи" сверху 1-2 года скорее всего обойдутся владельцу прибора больше стоимости поверки. По этой же причине мы не торопимся начинать оптовые поставки ультразвуковых счётчиков воды и тепла в России, пока не готовы результаты местной опытной эксплуатации. И поэтому межповерочный интервал наших счётчиков тепловой энергии и горячей воды всегда составлял и составляет 4 года. Счётчики же холодной воды эксплуатируются при более низких температурах, поэтому мы разрешаем поверять их раз в 6 лет. Кстати, и здесь некоторые недобросовестные производители не видят разницы и без раздумий продают "универсальные счётчики воды", поверка счетчиков воды.
И напоследок ещё один часто задаваемый вопрос: как быть, если потерялся или пришёл в негодность паспорт счётчика? На самом деле – ничего страшного. Мы оформим дубликат паспорта, который будет иметь такую же силу, как и оригинальный паспорт прибора. Эта процедура не зависит от МПИ, но будет проведена перед поверкой в случае утраты документа во время хранения или эксплуатации счётчика.